Дети должны быть для нас, прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, то это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии. Если наша любовь будет безоговорочной, наши дети будут избавлены от внутри – личностного конфликта, научатся самокритичности. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может. Для установления связи с детьми, надо найти с ними общий язык, чаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваши прикосновения делают его уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно. Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а качество ощущения. Надо уметь понять, что хочет ребенок, вслушаться в его слова.
Маленькие секреты в общении с ребенком
1. Секреты воспитания вежливого ребенка: если вы предъявляете к детям единые требования; требуя от ребенка выполнения определенных правил, выполняйте их сами; не забывайте говорить ребенку «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь»; правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
2. Чтобы ребенок слушался. Если вы хотите добиться того, чтобы ребенок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям: оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похожим на упрашивание; оно должно быть разумным, не должно противоречить здравому смыслу; там, где вы должны требовать, никаких теорий не надо разводить, а требовать и добиваться выполнения этих требований.
3. Как воспитать у детей трудолюбие? дать ребенку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье; научить его правильно выполнять поручение: терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему в работе.
4. Что делать, если ребенок упрямится? не придавайте большого значения упрямству, примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка; не пытайтесь в это время чтолибо внушить вашему ребенку, ругать в такой ситуации не имеет смысла, он сильно возбужден и не может вас понять; будьте в поведении с ребенком настойчивы, если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. 5. Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение. во время чтения выясните трудные слова; спросите, понравилось ли произведение? Чем? что нового, интересного он узнал? попросите рассказать о главном герое, событии; как описана природа? чему научила книга? предложите нарисовать картинку. 6. Можно ли контролировать поведение ребенка с помощью призов? Подарки дарят безоговорочно, а приз надо завоевать, заслужить. Важно подчеркнуть, что приз ребенок получает не как знак благодарности родителей, а как законный заработок.
7. Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки: отмечайте его трудолюбие, выдумку; изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: «нельзя идти гулять, не положив на место игрушки»; не давайте в пользование большого количества игрушек, их должно быть немного, причем каждой определено свое место: звери в зоопарке, машины в гараже и т.д. 8. Если в семье появился второй ребенок, родителям необходимо:
заранее готовить старшего ребенка к появлению в семье младшего; дать малышу понять, что в семье ничего не изменилось, что младший ребенок не конкурент; не предпочитать новорожденному старшему и не сравнивать их; предлагать ребенку оказывать помощь в уходе за малышом; не обделять вниманием ребенка.
9. Если ребенок медлительный. таких детей нельзя нагружать дополнительными занятиями в кружках и секциях, чтобы не развивать в них комплекс неполноценности; помогать собираться без грубых окриков и упреков; чаще вовлекать в подвижные игры.
