Цель: Закрепить знания о понятии «транспорт». Продолжить знакомство с классификацией транспорта наземный: грузовой, пассажирский, специальный. Закрепить знания правил дорожного движения, правила поведения в транспорте. Учить безопасному поведению на улицах.

Материал: макет улицы, дорожные знаки, различные виды автомобилей.

Ход:

Беседа с использованием макета улицы.

- По улицам городов движется много легковых и грузовых машин, автобусов, трамваев, троллейбусов. Для чего необходимо столько транспорта? Они везут людей на работу, ребят в детский сад, в школу, доставляют продукты в магазины, необходимые промышленные товары т различное оборудование на предприятия.

- В зависимости от выполняемой работы транспорт делят по назначению. Какие виды транспорта вы знаете?

- Расскажите о назначении грузового, пассажирского, специального транспорта. К грузовым, относятся автомобили, которые перевозят различные грузы. Пассажирский транспорт (автобусы, микроавтобусы, автомобили, трамваи, троллейбусы) перевозят людей. Автомобили пожарные, скорой медицинской помощи, полиции, технической помощи, аварийные газа, уборочные улиц называются специальными.

- Все эти виды транспорта можно объединить одним названием – наземный транспорт. Как вы думаете, почему он так называется? Да действительно он передвигается по земле.

- Скажите, а для чего придумали правила дорожного движения? Для безопасности движения транспорта и пешеходов созданы специальные правила, которые нужно знать и выполнять. Чтобы предотвратить аварии и несчастные случаи на дорогах.

- Скажите ребята, как вы думаете, ПДД существуют только для водителей?

(ПДД должны соблюдать водители и пешеходы).

- Знаете ли вы, где и как нужно переходить улицу? Место, где пешеходы могут перейти улицу, называют пешеходным переходом. Его обозначают белыми широкими линиями, нанесёнными параллельно дороге. Кроме того, в местах пешеходного перехода устанавливают знак «Пешеходный переход».

- Чем регулируется движение транспорта и пешеходов, если дороги пересекаются?

Движение на перекрёстке регулируется светофором или регулировщиком-полицейским.

- Расскажите, каково значение трёх сигналов светофора. Зелёный сигнал разрешает пешеходам переходить улицу. Жёлтый сигнал запрещает начинать переход, пешеходы только могут его закончить или остановиться на островке безопасности. Красный сигнал запрещает переход, так как в этот момент движется транспорт.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Светофор

Кто не знает до сих пор

Что такое светофор?

Что его предназначенье

Регулировать движенье?

Знать его обязан каждый

Он простой, но очень важный

Днем и ночью круглый год

Он сигналы подает.

- А если все светофоры вдруг исчезнут? (регулировать движение на дорогах, чтобы пешеходы и водители соблюдали ПДД).

- Значит, светофор нужен для регулирования движения. Конечно, вы знаете, что обозначают сигналы светофора.

Предлагаю поиграть.

- Стой если на светофоре красный

- Приготовься!-значит на светофоре желтый

- Можно идти если горит зеленый

Молодцы! Лучше подождать и убедиться, чем глупо рисковать своим здоровьем.

Желаю вам быть всегда внимательными.

Воспитатель поднимает по очереди кружки одного цвета. На красный кружок - дети стоят, руки опущены; на желтый – выполняют пружинящие полуприседания; на зеленый – шагают на месте.

- Молодцы! А теперь обратите внимание на то, что у меня на столе. Что это?

(Дорожные знаки).

- Хотите с помощью загадок отгадать знаки, которые есть у меня на столе?

В белом треугольнике

С каемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно

Этот знак дорожный

Знают все на свете

Будьте осторожны,

На дороге…

(Дети)

Под этим знаком, как ни странно,

Все ждут чего-то постоянно.

Кто-то сидя, кто-то стоя…

Что за место здесь такое?

(место остановки автобуса)

Под дорогою нора.

Кто быстрее всех смекнет,

Почему по ней с утра

Ходят люди взад-вперед?

(подземный пешеходный переход)

Если нужно вам лечиться,

Знак подскажет, где больница.

Сто серьезных докторов

Там вам скажут: «Будь здоров!»

Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твердо знаю

Правила я выполняю.

(пешеход)

Посмотри силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик

(регулировщик)

Дети отгадывают загадки и показывают знаки.

- Вы загадки отгадали, знаки показали. Молодцы!

- Скажите, мне можно ли перебегать дорогу? (Ответы детей)

- Вы знаете игру «Разрешается-Запрещается»? Хотите поиграть? (Давайте!)

1. И проспекты и бульвары всюду улицы полны.

Проходи по тротуару только с правой стороны.

Тут шалить, мешать народу (запрещается)

2. Быть примерным пешеходом (разрешается)

3. Всех расталкивать, кричать (запрещается)

4. Уступить старушке место (разрешается)

5. В мяч играть на остановке (запрещается)

6. Пропустить маму с ребенком (разрешается)

7. Обходить автобус сзади (разрешается)

8. Ну а спереди, конечно (запрещается)

9. Переход при красном свете (запрещается)

10. При зеленом даже детям (разрешается)

11. Играть возле проезжей части (запрещаться)

12. Уважать правила дорожного движения (разрешается)

Воспитатель показывает дорожный знак трамвая и автобуса.

- Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?

Предполагаемые ответы детей:

- Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, нет ли за ним другой машины. А вот трамвай обходи только спереди. Но всегда лучше подождать, пока тебе не будет хорошо видна вся улица.

- В общественном транспорте всегда уступай место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.

- Не проталкивай в толпе пассажиров, помогая себе локтями, используя не руками, а голосом.

- Ничего не ешь, не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать сиденье или одежду пассажиров.

- Прежде чем перейти дорогу, нужно убедиться, нет ли машины слева или справа, а только тогда переходить уверенно через дорогу или только по пешеходному переходу.

Подведение итогов:

Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что нового сегодня вы узнали на занятии?», «Что вам понравилось?». Я уверена, что вы у меня грамотные пешеходы и пассажиры. И если вы вдруг увидели, что другой ребенок балуется или шалит на остановке, вы его остановите и объясните, как надо себя вести. Не забывайте правила, которые мы узнали в нашем путешествии. Удачи вам на дорогах!